Древние православные храмы; церкви, построенные тамплиерами и ангелами; бассейны Царицы Савской и укрытый от посторонних глаз Ковчег Завета. Племена, до сих пор использующие каменные орудия труда; народности, сохранившие пугающие ритуалы инициации.
После карантина, закрытых границ и всех испытаний, выпавших в 2020 году Духовные путешествия решили вернуться к началам. Не ради обнуления, но для восстановления связи с тем, что возможно, было утеряно или позабыто - с истоком, дарующим смыслы, которые так необходимы в эти сложные времена.
С этого путешествия мы начинаем исследовать колыбель человечества - Африку, чёрный континент не только для западного человека, но прежде всего - чёрный континент нашей души - как отдельно взятой души каждого, так и коллективной.
В этом путешествии мы отправимся в Эфиопию или Абиссинию, как называли её раньше. Мы будем двигаться вспять истории, в обратном направлении развития человеческих обществ, культур да и самого антропоса. Из шумной и современной столицы, Аддис-Абеба, мы сначала отправимся на Север страны - в средневековое христианство с древними монастырями, в Аксумское царство, равное своим могуществом Персии и Китаю и в уникальную природную среду, богатую разнообразием животных и птиц. Отступая глубже к истокам, мы переедем на Юг, где познакомимся с людьми, жившими здесь ещё до начала нашей истории, с этническими народностями, хранящими подлинность своих культур тысячелетиями.
Древние православные храмы; церкви явившиеся материализацией Града Небесного, построенные тамплиерами и ангелами; часовни, выстоявшие при полном разрушении городов, потому что на защиту им стеной выходили животные; бассейны Царицы Савской и укрытый от посторонних глаз Ковчег Завета. Племена, до сих пор использующие каменные орудия труда; народности, сохранившие невероятные и пугающие ритуалы инициации; люди, внешний вид которых завораживает и вызывает ассоциации с далеко иноземным.
Всё это, такое поразительное, но всё же такое земное, хранит тайну конъюнкции, соединения: прошлого с настоящим, казалось бы чуждых нам народов с истинной нашей Отчизной, а тёмного континента нашей души с лучезарным сиянием Града Небесного внутри нас. Одним из символов такого соединения может стать образ Александра Сергеевича Пушкина - он и «наше всё», и потомок абиссинских князей. Памятник великому поэту стоит в столице Эфиопии, городе Аддис-Абеба.
Возможно, лучше всего эти места наших далёких предков воспел другой поэт, Николай Гумилёв в своем стихотворении «Абиссиния»:
«…Абиссинец поёт, и рыдает багана,
Воскрешая минувшее, полное чар:
Было время, когда перед озером Тана
Королевской столицей взносился Гондар.
Под платанами спорил о Боге ученый,
Вдруг пленяя толпу благозвучным стихом...
Живописцы писали царя Соломона
Меж царицею Савской и ласковым львом…»
05-19.01.2021
Программа
Часть 1. Христианские святыни и природные парки Севера
05/01 – 12/01/2021
(10 дней / 9 ночей)
Аддис-Абеба – Лалибэла – Гондэр – Бахр-Дар – Аддис-Абеба
День 1. 05/01. АДДИС-АБЕБА / ЛАЛИБЭЛА.
Ночной прилет в Аддис-Абеба, встреча и трансфер в отель. Ночь в отеле. Ранний трансфер в аэропорт для вылета в Лалибэлу в 11:00. По прилету трансфер в отель и отдых.
Во второй половине дня нас ждёт знакомство с удивительным местом, внесенным ЮНЭСКО в реестр объектов всемирного наследия и почитаемым, как восьмое чудо света. Лалибэла получил название от имени императора - загведского царя Загве Гебре Мескеля Лалибэлы (ок. 1181—1221). Лалибэла известен своим ансамблем средневековых христианских церквей, высеченных в скальной породе едиными монолитами. Строительство датируется 12-13вв. и заняло всего около 23 лет! Удивительно, некоторые храмы объединены между собой тоннелями-лабиринтами и каждый из них связан с водой за счет специальной инженерно-геологической системы, подающей артезианскую воду на вершину горного хребта. Всего комплекс насчитывает 13 храмов, объединённых в четыре группы. Осмотр храмов, ночь в отеле.
День 2. 06/01. ЛАЛИБЭЛА.
С утра мы продолжим осмотр храмов Лалибэлы.
Существует легенда, что царь Лалибэла до того, как взойти на престол, совершал паломничество по Святой земле и когда он приехал в Иерусалим, захваченный мусульманами, ему было видение Иерусалима Небесного с его ослепительными храмами. Видение так потрясло его, что Лалибэла запомнил Град Небесный в точности. Этот Град он постарался воссоздать в уединенных горах Эфиопии, на что, по легенде, получил указание и благословение небес. Десять из тринадцати церквей Лалибэлы построены на берегу реки, названной Иорданом. Легенда гласит, что днём над возведением храмов трудились лучшие каменотёсы Александрии и Иерусалима, а по ночам ангелы, посланные Богом. Хрэм Хэнкок считает, что этими ангелами были знакомые Лалибэле по Иерусалиму тамплиеры, прибывшие в поисках Ковчега Завета. С 12-го века большинство храмов Лалибэлы хорошо сохранилось.
Мы осмотрим скальные храмы и примем участие в Рождественской службе. Возвращение и ночь в отеле.
День 3. 07/01. ЛАЛИБЭЛА / БАХР-ДАР.
Ранний переезд в город Бахр-Дар, по дороге мы заедем к водопадам Голубого Нила. Город Бахр-Дар расположен на побережье озера Тана. Здесь берет свои истоки река Аббай или Голубой Нил. Это Священная река, её почитают и ей приносят дары, считая, что она вытекает из самого Эдема. В Судане, у города Хартум, она сливается с Белым Нилом, порождая тем самым главную водную артерию континента, реку Нил, вторую по протяженности после Амазонки водную систему на Земле. Водопады Голубого Нила в зависимости от времени года расширяются до 400 метров и уходят в высоту до 45 метров. Ночь в отеле Бахр-Дар.
День 4. 08/01. БАХР-ДАР – ГОНДЭР.
После завтрака мы отправимся к озеру Тана, крупнейшему озеру Эфиопии. Из озера поднимаются более двух десятков островов разного размера. Некоторые поросли густой зеленью и необитаемы, но многие разместили на себе православные храмы, в том числе средневековые, строительство которых датируется XIII-м веком. Здесь, удаляясь от мирской жизни и мусульманских нашествий, находили уединение паломники, странствующие монахи и отшельники. Природную красоту этих мест дополняют лодки местных рыбаков, сделанные из стеблей папируса, растущего здесь густыми зарослями. Нас ждет прогулка по озеру с посещением монастырей.
Далее переезд в Гондэр (ок.4 часов). Мы посмотрим город, а также зайдем в Церковь XVII века Дебре Бирхан Селассие, единственную сохранившуюся после разрушения города и других его церквей захватчиками из Судана в 1888 году. Существует легенда, что церковь уцелела благодаря рою пчел, вставших стеной на защиту святыни. Церковь известна своей уникальной росписью. Трансфер в отель. Ночь в Гондэре.
День 5. 09/01. ГОНДЭР / ДЕБАРК.
Позавтракав, мы отправимся на осмотр комплекса величественных замков и дворцов правителей Гондэрской династии, охраняемых ЮНЭСКО. Они построены в европейском стиле и несут в себе узнаваемые черты архитектуры Португалии и даже Индии, из-за чего их часто называют «Африканским Камелотом». Гондэр в средние века был резиденцией царей, тут, начиная с XII века жили и правили императоры и императрицы.
Переезд в посёлок Дебарк (ок. 4 часов). Самая высокая вершина Эфиопии, гора Рас-Дашэн, находится недалеко от Дебарка, у её подножья раскинулся уникальный природный парк Сымен.
День 6. 10/01. ДЕБАРК / АКСУМ.
После завтрака мы отправимся на пешую прогулку по национальному парку Сымен. Уникальный ландшафт парка, созданный благодаря эрозии, рассечен ручьями и ущельями. Здесь горы сменяются травянистыми равнинами и альпийскими лугами, устланными древовидным вереском, а чуть дальше они переходят в широкие долины и пустоши. На территории парка водятся редкие животные – сыменская лисица, эфиопские волки, гелада и крупные хищные птицы. Птиц здесь насчитывается более 50 разных видов, но сам парк был создан для сохранения популяции абиссинского козла, обитающего только в этом месте.
Далее мы переезжаем в город Аксум через северную часть национального парка Сымен - перевал Лималимо. Мы пересечем живописный каньон реки Тэкэзе, а по приезду в Аксум нас ждёт вечерняя прогулка по городу.
День 7. 11/01. АКСУМ.
После завтрака мы отправимся на осмотр Аксума, города, давшего имя Аксумскому царству, морской и торговой державе, ставшей империей не менее могущественной, чем Персия, Китай и Рим. Легенды о былой мощи хранят всемирно известные гранитные стелы и руины древних замков, являющиеся объектами всемирного культурного наследия. В Аксуме расположен главный паломнический объект Эфиопии – Церковь Святой Марии Сионской, где в своё время проходили коронацию эфиопские императоры. Рядом с ней стоит часовня, где хранится Ковчег Завета, по приданиям, вывезенный из Иерусалима. Также Аксум известен как город, где жила Царица Савская. Мы увидим легендарные гранитные стелы, зайдем в церковь Иисуса и археологический музей, а также доберемся до собора Святой Марии Сионской и бассейна царицы Савской. Ночь в отеле.
День 8. 12/01. АКСУМ / АДДИС-АБЕБА.
После раннего завтрака трансфер в аэропорт для вылета в Аддис-Абеба (09:45). По прилету в Аддис-Абеба мы отправимся на осмотр города. Аддис-Абеба сейчас – это не только столица Эфиопии, но и всего Африканского союза, объединяющего 55 стран Африки. В переводе с амхарского Аддис-Абеба – «распустившийся цветок». Город, основанный императором Менеликом II в 1886 году, никогда не испытывал колониальной зависимости. Аддис-Абеба расположен у подножья горы Энтото на высоте 2200 метров над уровнем моря и считается одной из самых высокогорных столиц мира. На вершине горы высотой 3200 метров возвышается православная церковь Святой Марии.
Мы посетим основной музей Эфиопии - Национальный музей, где хранятся останки далеких предков современного человека – ранних гоминид, в том числе всемирно известной Люси, представительницы австралопитека афарского, жившей более трёх миллионов лет назад. Осмотрим второе по значимости место христианского поклонения в Эфиопии - Собор Святой Троицы, побываем на крупнейшем в Африке рынке Меркато и пройдем кофейную церемонию. Далее можно либо присоединиться ко второй части нашего путешествия по Эфиопии, либо вылететь в Москву. Путешествующих далее ждёт трансфер в отель и ночь в отеле.
Часть 2. Юг: Племена Долины Омо
13/01 – 19/01/2021
(7 дней / 6 ночей)
Аддис-Абеба - Ауаса (племя Дорзе) - Консо - Турми (племя Хамер) - Оморате (племя Дасенеч) - Джинка (племя Мурси) - Арба Минч - озеро Чамо - Аддис Абеба
День 9. 13/01. АДДИС-АБЕБА / ЗВАЙ / ШАШЭМЭННЕ / АУАСА.
После завтрака мы отправляемся на Юг Эфиопии к Великой рифтовой долине и озеру Ауаса. По пути сделаем остановку у пресноводного озера Звай (ок.4 часов в пути) и поплаваем на лодке. Озеро является местом обитания множества птиц. Вторая остановка (ок. 2 часов) по дороге к Ауасе – городок Шашэмэнне, известное поселением растаманов. Это место было основано в XX веке, как дар уроженцам стран Карибского бассейна, исповедующим растафарианство. Мы посетим музей растаманов. Ужин и ночь в отеле на берегу озера Ауаса.
День 10. 14/01. АУАСА / ДОРЗЕ / КОНСО.
После завтрака мы зайдем на рыбный рынок, расположенный на озере Ауаса, куда каждое утро приплывают рыбаки, чтобы продать свой улов. Далее мы выезжаем в Долину Омо (около 4 часов в пути).
Сегодня мы посетим деревню этнической группы Дорзе, люди которой славятся как лучше ткачи в Эфиопии. Ткачеством тут занимаются только мужчины, а ткацкий станок есть практически в каждом жилище. Форма последних, по замыслу дорзе, должна напоминать голову слона. Дордзе выпекают хлеб из ложного банана энсет и делают анисовый самогон. Мы познакомимся с бытом и ремеслами этой народности, после чего переедем в Консо (ок.2 часов в пути). По прибытии ужин и ночь в отеле.
День 11. 15/01. КОНСО / ХАМЕР / ТУРМИ.
Позавтракав в отеле, мы отправимся на встречу с народом Консо. Деревни Консо расположены в горной местности Юга Эфиопии, поэтому виды открываются живописные. Земледелие, которым занимаются Консо устроено по типу террас. Жилища Консо, которые старались жить изолированно от других народностей, имеют конические крыши, за счет чего сливаются с горным пейзажем.
Доподлинно неизвестно, откуда Консо пришли в Эфиопию, но за 5000 лет, как они здесь, Консо никогда не переставали использовать орудия каменного века. Женщины консо – единственные в мире, кто до сих пор вытачивает орудия труда из камня. Не смотря на свою воинственность, консо являются земледельцами и скотоводами. Нет культур в этом регионе, которые Консо бы не выращивали. Кукуруза, пшеница, ячмень, а также дерево моринга, используемое в традиционной медицине. Мы познакомимся поближе с этими удивительными людьми и их жизнью.
Во второй половине дня мы выезжаем из Консо на встречу с другой народностью юга Эфиопии, живущей на восточном берегу реки Омо – народом Хамер. (около 4 часов в пути). Люди хамер отличаются оригинальными внешним видом и обрядами. Женщины хамер заплетают волосы в мелкие косички и смазывают их специальным красноватым составом из охры, глины и масла, за счет чего волосы блестят, а в сочетании с украшениями и вытянутыми стройными фигурами, придают женщинам вид неземных созданий. Во время инициации, которая длится порой несколько месяцев, мальчики должны доказать свою взрослость, в том числе путем перепрыгивания по спинам быков. Обряд проявления интереса к женщине у хамер выглядит тоже довольно оригинально – чем больше женщина нравится мужчине, тем сильнее и дольше он избивает её прутом по спине, оставляя рассечения, которые в последствии станут узорами шрамов – выражением красоты и почтения в глазах соплеменников. Мы познакомимся с бытом и укладом жизни людей хамер, а вечером посидим и пообщаемся с ними у костра. Ночь в отеле.
День 12. 16/01. ТУРМИ / ДАСЕНЕЧ / ТУРМИ.
После завтрака мы выезжаем в деревню Оморате (ок.1,5часов в пути), где пересечем реку Омо на традиционной лодке и познакомимся с народностью Дасенеч, которое живет на границе Эфиопии и Кении. Дасенеч живут на засушливых землях, поэтому занимаются в основном скотоводством. Дасенеч миролюбивы к гостям, а женщины любят наряжаться для гостей во всевозможные головные уборы. Девочки племени проходят болезненный процесс инициации – женское обрезание, чтобы считаться настоящей женщиной и удачно выйти замуж. К обеду мы вернемся в Турми и посетим местный рынок. Ночь в отеле.
День 13. 17/01. ТУРМИ / ДЖИНКА.
Завтракаем и выезжаем в Джинку (ок. 3,5 часов), по приезду заселение в отель. Далее через национальный парк Маго мы отправимся на встречу с Мурси, народностью сколь воинственной, столь и интересной.
Мурси с детства прививаются от всевозможных болезней, но делают это путем занесения под кожу новорожденного личинок насекомых, после которых остаются шрамы и сформированный иммунитет. Мурси с детства учатся драться на палках, а в турнирах порой принимают участие до тысячи мужчин. Жрецы племени являются посредниками между общиной и Богом Тумви, который может явить себя в виде радуги или птицы, но обычно оставаясь недосягаемым на небе. Мурси дополняют свой внешний вид, надрезая нижнюю губу и вставляя туда глиняную тарелку. Мы познакомимся с бытом и укладом этой уникальной этнической группы, а на обед желающие могут выпить кровь из артерии коровы. Ночь в отеле.
День 14. 18/01. ДЖИНКА / озеро ЧАМО / АРБА МИНЧ.
После завтрака мы переезжаем в Арба Минч (ок. 4 часов). По пути мы сделаем остановку на озере Чамо, где нас ждёт лодочная прогулка. Чамо является местом обитания самых больших крокодилов в Африке, достигающих 6 метров в длину, а также бегемотов и множества птиц. Отдых и ночь в отеле.
День 15. 19/01. АДДИС-АБЕБА / МОСКВА.
После завтрака мы вылетаем обратно в Аддис-Абебу. У нас будет достаточно времени в Аддис-Абеба, чтобы попить кофе и купить сувениры.
Дополнительная информация:
Запись в группу и вопросы:
Александр Пилипюк (alexander.pilipyuk@mail.ru)