В новом выпуске "Музыкальной паузы", где музыка помогает нам остановиться и погрузиться в звучание момента, Александр Пилипюк рассказывает о полноте и быстротечности одного момента - сейчас, уходящего в вечность, на примере музыкального альбома Anoushka Shankar "Chapter I: Forever, For Now"
Сегодня расскажу про один мини-альбом, который, возможно, станет и вашим попутчиком, если не в нашем предстоящем путешествии в Раджастан, то уж точно по тропинкам внутренней Индии. И там, и там он будет звучать по-особенному и послужит красивейшей путеводной нитью, протянутой от сердца Индии к вашим сердцам.
Виртуоз игры на ситаре Анушка Шанкар, дочь великого Рави Шанкара с 13 лет выступает и записывается. Сегодня, в свои 42, она, выпустившая 8 альбомов и 9 раз номинированная на Грэмми, уже не просто дочь гения и легенды, а вполне сложившийся самобытный музыкант, не только в совершенстве овладевший инструментом, но познавший его душу. И именно сейчас, когда уже не нужно ничего доказывать ни миру, ни в его лице отцу, Анушка записывает первую часть триптиха, опираясь на импровизацию, воспоминания и сны.
Альбом «Глава I. Навсегда, сейчас» состоит из четырех композиций, первая из которых - «Дневные грёзы», записанная совместно с Нильсом Фрамом, открывает музыкальное пространство пластинки и создаёт основной лейтмотив - мечтательное погружение в ласковые воспоминания тёплых дней детства, щедрого на нежность и полноценную красоту момента. Анушка воссоздаёт колыбельную, которую слышала будучи ребёнком, наигрывая её уже для своих детей.
«Я помню, как моя мама и бабушка пели мне эту песню в детстве, и однажды прошлым летом, когда мы были в саду с двумя моими сыновьями, я перебирала струны ситара, один из моих сыновей устал и лег ко мне на колени. Когда я вдруг подобрала эту мелодию из своего детства, он заснул, и я помню, как пыталась насладиться красотой момента. Эта песня — снимок полуденного солнца сквозь листья, цветущих роз, ребёнка, дремлющего на коленях у матери, драгоценности единственного момента, полностью прожитого и засвидетельствованного. Вся эта Глава, по сути, посвящена этому ощущению, всецело пребывающему в полноте и быстротечности одного момента, уходящему в вечность – сейчас».
Анушка разворачивает это ощущение наполненности, озвучивая его оттенки, грани и оборотную сторону. Тень момента безграничной наполненности сейчас - это осознание, что всё имеет свои границы, что всё конечно. Тень безвременья - тиканье часов. Все самые прекрасные мгновения, как говорил один из героев оригинального «Бегущего по лезвию», затеряются во времени, как слёзы в дожде. А ещё вспоминаются строки Бодлера:
Три тысячи шестьсот раз в час,
Раздаётся писк секунды, злобного насекомого: «Помни!»
Теперь говорит: «Я уже Когда-то.
Я высасываю твою жизнь своим ненасытным хоботком».
С острой печалью конечности момента соединяет вторая композиция - «Украденные мгновения».
Но ничто не исчезает, всё меняется. Любовь побеждает смерть и время. Тогда что же останется после нас и что мы сможем взять с собой? Что мы берём с собой в этот момент? Сейчас? А сейчас? И сейчас? Лучшего ответа, чем импровизация - игра без подготовки и без заранее известного конца - сложно придумать. Не даром эта импровизация третьей композиции носит название «Что мы будем помнить?». Жизнь это всегда импровизация, письмо начисто, а значит жизнь - это и есть момент, и жизнь - мгновение. Не менее пронзительный ответ даёт окончание композиции - растворяющееся в пространстве эхо затихшего ситара.
На финальной композиции «Спящие цветы (Пробуждаются каждую весну)» эти пронзительные ответы, тени момента и тепло летних дней не стираются из памяти, не отменяются и не изгоняются, но становятся свидетелями вечной и вневременной игры солнечных лучей в гранях кристалла жизни, её вспыхивающих драгоценных моментов. Искрящихся, великолепных, подлинно живых.