Александр Пилипюк рассматривает новые исследования антидепрессивных эффектов физических упражнений через юнгианскую призму диалектики Тела и Самости.
Те, кто начал готовиться к нашему паломничеству в Тибет и к Коре - священному обходу вокруг Кайласа, уже почувствовали, а те, кто давно занимается спортом, прекрасно знакомы с глубоким психотерапевтическим эффектом от физических нагрузок. Он связан с довольно хорошо изученными процессами в организме, но учёные и сейчас открывают что-то новое. Одно из открытий последнего времени - миокины - гормонально активные вещества, которые вырабатываются в мышечной ткани при физических нагрузках. Они действуют, как в самих мышцах, так и практически по всему организму по принципу эндокринной регуляции, оказывая эффект на рост и деление нервной ткани, эндотелия сосудов, на липидный и углеводный обмен и т.д. Эффект поразительный. Миокины вовлечены в регуляцию ожирения, сахарного диабета и целого спектра когнитивных, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и иммунных патогенезов, а одним из любопытных эффектов является психорегуляция, в т.ч. улучшение настроения и минимизация депрессии.
Антидепрессивному эффекту от физических нагрузок посвящено не мало отдельных исследований, публикуемых в крупных научных изданиях. Анализ этих исследований недавно был опубликован в журнале Nature. Он показывает*, что положительные антидепрессивные результаты, основанные на мотивации, дают аэробные нагрузки - где на первое место выходит не силовая составляющая, а кислородная. Это нагрузки умеренной интенсивности, в которых энергия в мышечную ткань поступает с увеличением объема кислорода. Лучшие показатели у ходьбы, трекинга, некоторых видов танца, велосипеда, коньков, лыж, бега и т.д. Эти виды аэробных упражнений уменьшают системное воспаление, снижающее передачу дофамина, т.н. "гормона счастья" и нейромедиатора, вызывающего чувство удовольствия и участвующего в формировании памяти, процессов мотивации и возникновения любопытства. С уменьшением воспаления усиливается передача дофамина, что влечёт за собой устранения симптомов депрессии, ангедонии, утомляемости и когнитивных нарушений, в т.ч. за счёт влияния на принятие решений, основанных на получении вознаграждения за приложенные морально-физические усилия.
Методы, которые только сейчас находят подтверждение в современной науке, были известны человечеству задолго до возникновения западно-научного способа исследования. В индийских традициях йоги мы находим практику пранаямы, относящуюся к контролю дыхания. Пранаяма известна по йогическим трактатам, например, по тексту, приписываемому Свами Сватмараме «Хатха-йога-прадипика» 15-го века, и состоит из множества составных практик, таких как различные задержки дыхания, дыхание в разных телесных позах и разными частями диафрагмы, со вдохами и выдохами разных интенсивности, продолжительности и звучания. Очищающее, успокаивающее и энерготизирующее дыхание.
Из индийских традиций пранаяма перекочевала и в буддийские направления. Считается, что и сам Будда практиковал медитативные задержки дыхания. Буддийские дыхательные практики сконцентрировались в основном на наблюдении дыхания, удержании внимания на вдохах и выдохах. Ряд буддийских учителей считает, что уже одна только практика концентрации внимания на дыхании ведёт к просветлению. В тибетском буддизме мы также находим очистительные дыхательные практики, считающиеся в основном подготовительными. Они призваны очистить ум, успокоить его перед основной практикой.
Физические практики и нагрузки помогают осознавать своё тело, улучшать контакт с ним, что не остаётся незамеченным. Тело благодарит за такое внимание миокинами и дофамином. Это, конечно, не отменяет психотерапию, но прекрасно её дополняет. Особенно юнгианскую терапию, которая не исключает ни одно проявление жизни, а старается удержать внимание на её полифонии, на её многоликости. И хотя мы не работаем с телами пациентов напрямую, мы всегда держим тело в фокусе внимания. Я могу видеть, как пациент входит в кабинет, как он располагается в нём, как тело проявлено в его дискурсе, образах сновидений и фантазий, в тех сложностях, которые он приносит в пространство терапии - насколько он рождён в теле, проявлен в нём, знаком с ним и его реакциями и т.д.
Тело, как говорил Алексей Фёдорович Лосев, – «движущий принцип всякого выражения, проявления, осуществления»**, а значит, мы можем добавить, и Индивидуации. Люди обретают шанс Индивидуации, благодаря рождению тела и рождению в теле. Я специально развожу эти понятия, чтобы показать, что бывают случаи, когда второе происходит много позже первого, а иногда, к сожалению, не происходит вообще. Поэтому контакт с телом не просто не менее важен, чем контакт с Самостью, а связан с ним напрямую. Я имею в виду не потребительское отношение к телу, не объективированное отношение или отношение как к инструменту, но отношение полное внимание, уважения и любви. Вы можете прочесть сотни книг, цитировать глубочайших духовидцев в оригинале, но ваши отношения с телом расскажут о ваших истинных, а не умозрительных отношениях с глубинным и запредельным. Было бы наивным считать, что можно не познавать тело - то, что сопровождает нашу жизнь от зачатия до смерти, что является самим её выражением, и при этом познать и выразить Самость.
Физиология Божественного ярко представлена в ранних снах и фантазиях Карла Юнга, которые мы находим в его автобиографии. Это сон о восседающем на троне сакральном фаллосе и фантазия об испражняющемся Боге. В тесной взаимосвязи психического и телесного он убедился позже - на результатах ассоциативного теста, увидев в телесных реакциях на слова стимулы эмоциональную жизнь души. Результатом этих исследований становится понимание телесных симптомов как явных посланий психики, переданный через телесный канал посланий бессознательного. «Психика и тело — отдельные сущности, но они едины и живут одной и той же жизнью», говорит Юнг, понимая тело как проявленную Душу, а Душу, как воспринимаемую часть тела. Послания бессознательного, выраженные в телесных симптомах пациента отражают как личный его пласт, так и коллективный. В нём всегда что-то от комплекса и что-то от архетипа. Архетипический опыт отсылает нас к истории человечества как вида, к его унаследованной памяти тысяч и тысяч далёких предков, но на протяжении всех этих веков, то что проходило эволюцию, влияя на этот опыт, вмещая и выражая его - было человеческое тело. Юнг увязывает развитие человеческого разума в его «биологическом, доисторическом и бессознательном»*** аспектах с эволюцией человеческого тела и каждого его органа. Связывает Юнг и телесный опыт с духовным, опираясь на опыт, считая, что "наш жалкий разум не в состоянии помыслить тело и дух как единое целое"****. Юнгианский аналитик Марион Вудман, прослеживая взаимосвязи тела и души через случаи пациентов в практике и представления Юнга о теле и психики, приходит к выводу*****, что процесс индивидуации можно наблюдать в т.ч. и по телесным проявлениям.
В Индуизме единое божество или Высшее сознание, Брахман, описывается через три его качества: «Сат», «Чит», «Ананда» - Бытие (иногда переводят «Вечность»), Знание, Блаженство. В то же время индивидуальная душа или Атман тождественна Брахману, можно сказать, является его фрактальным подобием, а значит тоже обладает Сатчитананда. Это состояние, в котором мы можем услышать свою душу, находящуюся в тождественности с Богом. Это чистое состояние тождества, проявление качеств Бытия, Знания и Блаженства достигается в практике йоги и пранаямы, что отражается на телесно-когнитиво-эмоциональном уровне в исчезновении симптомов депрессии и ангедонии, укреплении мотивации жить и проявлять себя в жизни, желания познавать её и свою роль в ней, и укоренённости удовольствия в теле, в отношениях, в жизни, в осознанной радости от бытия в целом.
Тело-Самость - это двунаправленная связь, как считали великие йогины, а значит, дофаминовое удовольствие, которое посылает тело в ответ на физические нагрузки, - дары, достойные нашей высочайшей благодарности и нашего подношения их в дар Самости, а паломничества и Кора всегда совершаются с физически-волевым вложением или, если угодно - подношением, с вовлечением опыта телесного и результатом чувственно-эмоциональным, а не только образно-ментальным. И не лишним будет, при этом, напоминать себе, что вся наша жизнь - ничто иное, чем Кора.
* Результаты анализа исследований "От движения к мотивации: предложенная основа для понимания антидепрессивного эффекта физических упражнений", журнал Nature, Translational Psychiatry volume 14, Article number: 273 (2024);
** Если диалектика не умеет ничего сказать о реальном теле, – такую дрянь не стоит и именовать диалектикой. Если диалектика не показывает, что в теле дана последняя осуществленность, что всякая жизнь есть жизнь тела, того или иного, что тело – движущий принцип всякого выражения, проявления, осуществления, – то такую диалектику надо вырвать с корнем из человеческого рода, и пусть будет отстранен всякий, кто станет ее насаждать среди нас и развивать. Много и так развелось в философии всяких шарлатанов и мерзавцев, и абстрактная диалектика, не понимающая тела и его сокровенного смысла, да будет изничтожена наряду с холерными и тифозными бациллами. Когда я говорю в своей книге о сущности, об энергии, об имени и т. д., мною везде руководит только один реализм, и свою философию имени я с полным правом и окончательной убежденностью мог бы также назвать и философией тела. А.Ф. Лосев "Предисловие" к "Философии имени" (1926);
*** Человеческое тело представляет собой целый музей органов, каждый из которых имеет «за плечами» длительную историю эволюции, – нечто подобное следует ожидать и от устроения разума. Он не может существовать без собственной истории, как и тело, в котором разум пребывает. Под «историей» я понимаю не то, что разум создает себя путем сознательного обращения к прошлому посредством языковой и других культурных традиций. Я имею в виду биологическое, доисторическое и бессознательное развитие разума архаического человека, психика которого была еще так близка к животной. Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих. Опытный взгляд анатома или биолога обнаруживает много следов этой исходной структуры в наших телах. Искушенный исследователь разума может сходным образом увидеть аналогии между образами сна современного человека и продуктами примитивного сознания, его «коллективными образами» и мифологическими мотивами. И так же, как биолог нуждается в сравнительной анатомии, психолог не может обойтись без «сравнительной анатомии психического». К.Г. Юнг "Символы и толкование сновидений" (1961);
**** Из опыта мы знаем только то, что телесные и духовные процессы происходят совместно, но не совсем понятно, как именно. Наш жалкий разум не в состоянии помыслить тело и дух как единое целое; вероятно, это и есть одно целое, мы просто не можем себе этого представить; К.Г. Юнг "Тавистокские лекции" (1935);
***** Марион Вудман «Сова была раньше дочкой пекаря»;