В новом выпуске "Музыкальной паузы", где музыка помогает нам остановиться и погрузиться в звучание момента, Александр Пилипюк размышляет над вопросами: "Может ли любовь стать универсальным языком, пересечь не только границы сердца, но границы стран и культур?" И находит ответ в музыкальном альбоме Dudu Tassa & Jonny Greenwood "Jarak Qaribak"
Продолжаю слушать музыку и делиться с вами музыкальными впечатлениями и открытиями. Jarak Qaribak - пластинка израильского музыканта Дуду Тасса и гения из Radiohead Джонни Гринвуда, который в представлении не нуждается. Название примерно переводится как «Твой сосед - твой друг». Это девять традиционных арабских песен о любви, родом с Ближнего Востока - Ирак, Сирия, Тунис, Египет, Алжир, Иордания, Марокко… Но каждая спета представителем страны-соседа. Для этого Тасса пригласил музыкантов и певцов из соседних ближневосточных стран. К примеру, египтянин Ахмед Дума исполняет известную алжирскую любовную песнь, Каррар Альсаади из Ирака воспевает трепет сердца йеменской газелью, а популярная певица из Дубаи Сафа Эссафи перебирает струны души песней Израиля. Собравший разношерстный коллектив соседей, Дуду Тасса сам мизрахи - ближневосточный еврей, деды которого - легендарные музыканты, виртуозы игры на скрипке и уде, рождённые в Кувейте с корнями, уходящими на территорию Ирана и Ирака. Джонни Гринвуд давно женат на артистке из Израиля Шароне Катан. Поэтому пластинка стала для каждого и личным вкладом, и разворачивающейся личной историей.
Может ли любовь стать универсальным языком, пересечь не только границы сердца, но границы стран и культур? Сможешь ли ты узнать секрет сердца своего соседа, спев песню его народа на его языке и что ты почувствуешь, стоит ему воспеть любовь на языке твоих предков, их словами? Станете вы ближе друг к другу после совместных любовных песнопений? На такие вопросы лучше всего отвечается в мирное время. Пластинка вышла в июне, до палестино-израильских событий, а после их начала турне в поддержку альбома было отменено и сейчас уже невозможно. Соседские песни о любви останутся лишь на носителях - в наших руках, но и в ушах, и мыслях. И Тасса, и Гринвуд, уверяют, что в ней нет ни малейшего политического подтекста, но по нынешним временам даже любовь может стать предметом пристального разбирательства и волны недовольств.
На ряд композиций были сняты живые видео, но я бы их советовал либо совсем отложить, либо смотреть уже после того, как послушаете аудио. При наличии современных технологий и аппаратуры, использованных в создании альбома, создатели попытались воспроизвести атмосферу 70-х, что улавливается сразу же. Видео с современными исполнителями и антуражем сбивают с волны этой ускользнувшей эпохи надежд и ожиданий. Кажется, что Тасса и Гринвуд хотели протянуть нить надежды и в наше время, обернув традиции в современное звучание - ведь любовь не только не признаёт границ пространств, но и времени - «Настоящая любовь ждёт», как пелось в одной из песен Radiohead.