В новом выпуске "Музыкальной паузы", где музыка помогает нам остановиться и погрузиться в звучание момента, Александр Пилипюк рассказывает о пагубности бегства в карьеру от страхов, боли, сомнений и мечт и запасниках забытых чувств и обрывков эмоций внутреннего музея, который ждёт нашего визита, на примере музыкального альбома JFDR "Museum"
Запечатлённым в музыкальной форме мгновением, наряду с альбом Анушки Шанкар, в этом году запомнится альбом исландской певицы-экспериментатора из Рейкьявика Jófríður Ákadóttir Museum, выпущенный от имени JFDR. Как и Анушка Шанкар, Jófríður, начала свою музыкальную карьеру в 14 лет. Пару ей составила её сестра близняшка. Их проект Pascal Pinon записал три альбома, что стало началом исследования музыкальных измерений. Чуть позже появился более успешный проект Samaris, вдохновение для текстов песен которого Jófríður искала в ирландской поэзии 19-го века. Лирика вплеталась в завораживающие мелодии и выстилалось единое полотно, сотканных вручную песнопений. В 2014-м появился проект Gangly, наполненный мрачным и неземным электронным звучанием, с которыми проект в 2016 проехал по фестивалям.
В 2017 году наша героиня запустила сольный проект под именем JFDR и выпустила альбом Brazil, а в 2020-м свой, наверное, самый успешный альбом New Dreams, нашедший признание как у слушателей, так и критиков. На сегодняшний день, в свои почти 30, Jófríður выпустила 12 альбомов под именами разных проектов. Она сотрудничала с самыми яркими исландскими исполнителями. Сама Бьорк признавалась, что черпает вдохновение в работах Jófríður. На альбоме 2020 года Some kind of peace известного исландского мультиинструменталиста Олафьюра Арнольдса, она исполнила самую эмоциональную песню - Обратно на небеса - о проживании утраты близкого друга, о состоянии безвременности горя и пустоты, переходящих в наполненность ночным небом, полным звёзд и утешения. С неё мы с вами сегодня и начнём, послушав в инструментальной версии из «Рассветной сессии» Олафьюра в Рейкьявике.
Альбом 2020-го New Dreams начал собирать положительные отклики в самый разгар пандемии, которая зажала плодовитую и активную Jófríður в рамках дома в Австралии, куда она переехала в статуса молодой жены. Как обычно и бывает, за этим последовал экзистенциальный кризис с потерей вдохновения и творческим застоем. Тогда на помощь пришел муж, сестра и множество друзей, которые обратили её внимание на пылящиеся наброски разных лет и помогли озвучить идеи, которые начали просвечивать сквозь эти забытые работы. Так родились девять песен, девять скульптур музея времени, каждая из которых - схваченные моменты, запечатлённые эмоциональные слепки жизни.
«Я всегда думаю о том, как можно запечатлеть сущность мгновения; процесс мышления; чувство и настроение», говорит Jófríður. Не даром на обложке пластинки она красуется в виде чёрно-белой статуи. Альбом пронизан рефлексией посетителя внутреннего музея, после долгой суетной дороги добравшегося-таки до распахнувшейся ему экспозиции, где найдены места страхам, боли, сомнениям и мечтам. Не удивительно, что после окончания работы над пластинкой она сказала, что это «альбом об очищении и исцелении. Как дышать насыщенным свежим воздухом сквозь старое своё я». В музей поместились и горькие шутки о психотерапевте, и повторяющиеся истории треугольников, ярким примером чего стала, пожалуй, главная песня альбома - Свидетель.
Сердца огранённый алмаз,
растасканный по сторонам.
Я не могу сказать,
что я беспомощна.
Слова, застревают в паутине,
а вы просите меня её поправить.
И я беспомощна.
Я свидетель.
Я посредник.
Только и думаю,
что обо всех вокруг,
и наблюдаю,
как вы оба вымещаете
свои страхи на мне.
Как я могу вам помочь,
если лучшее для меня -
- держаться подальше?
Я застряла между,
чувствуя чувства
всех вокруг,
кроме своих собственных.
Я не могу этого выносить,
я не могу быть между.
Как я могу вам помочь,
если я всегда всё порчу?
Там, где Анушка Шанкар в свои 42 говорила про найденную опору на семейные узы, на женскую линию семьи, наша сегодняшняя героиня решает вопросы с поиском своего места в семейной картине, разрываясь между слиянием и сепарацией. И уже к концу пластинки, она расставляет всё по своим местам внутри своего тонко чувствующего сердца. Пандемия подняла все переживания, от которых Jófríður получалось сбегать в успешную музыкальную карьеру, и сделала её обездвиженной статуей в музее забытых набросков чувств и обрывков эмоций, по которому пришлось ходить, рассматривать и описывать увиденное до тех пор, пока проблема не рассеялась в рассветном утре.
Природа так или иначе присутствует в каждом из девяти монументов пластинки - в образах, в поэзии, в музыкальных ландшафтах, что отражает исландскую поэтическую и музыкальную традиции. Она же и в традиционных музыкальных инструментах, таких как рукотворный лангшпиль, соседствующих на альбоме с электронными орнаментами. Суровые погодные условия, отражены в сложных чувствах. Биение волн и ветра пронизывают вокалом Jófríður ледники и горную островную гряду её песен, в которых она не боится показаться уязвимой, скорее наоборот находит место человеческой слабости, делает частью своего музея. И эта слабость оказывается жизнестойкой, как пробивающийся ростком жизни цветок, рождённый посреди ненастья, но сумевший выдержать непогоду и расцвести.
Этим цветком орхидеи, который ждал поцелуя мечты, чтобы возродиться, начать снова дышать, снова чувствовать боль, а значит снова жить, мы с вами сегодня и закончим, хотя эта нежная и невесомая песня открывает альбом. Скажу, что было далее. Орхидея дождалась мечты - утром взошло солнце и подарило поцелуй жизни этому прекрасному цветку, оживив статуи в залитом солнцем музее.