В новом выпуске "Музыкальной паузы", где музыка помогает нам остановиться и погрузиться в звучание момента, Александр Пилипюк исследует целительские практики традиционных эллинских мистерий в музыкальном альбоме Maroulita de Kol "Anásana"
Богатый в музыкальном плане прошлый год был щедр и на новые открытия. Одним из таких открытий стала Марулита де Кол, рождённая и выросшая в Греции пианистка и певица, живущая ныне в Берлине. В 2023 году вышел её дебютный альбом Anásana, где основой, остовом стало пианино, по курсу которого Марулита получила классическое музыкальное образование. Но альбом отрывается от неоклассики в бесконечные дали. Это и эмбиент, навеянный берлинской электронной сценой, но это и традиционные эллинские песнопения. Марулита пытается соединить дохристианские музыкальные традиции своего родного региона и современные, близкие ей течения. Основную интонацию она берёт из древних эллинских мистерий и звуков природы, оборачивает свой экстатический вокал в ритуальные песнопения и добавляет свободы звуковых экспериментов. В итоге получается церемониальная музыка, опирающаяся на традицию, уходящую корнями в века, на мифологию и искусство Древней Греции, а главное - на нерушимую, практически физиологическую связь с природой внешней и внутренней.
Если задуматься, где мы находим двери в нуминозное отворёнными, то первое что сразу встаёт в полный рост — это любовь и музыка. Ритуальная музыка Марулиты де Кол стремится подвести к этим дверям. Любопытен эффект при погружении в 7-8-минутные композиции - вы можете удерживаться одновременно в расслабленном и сосредоточенном состоянии, где традиционные эллинские инструменты напоминают о литургическом таинстве, струящееся или мерно раскачивающее пианино удерживает внимание сконцентрированным, а транцендирующий вокал разносит магические гимны и заклинания, обращёнными к древним богам.
Некоторые из этих гимнов, говорит Марулита, «направлены на восстановление женской веры и призваны исцелить коллективную рану феминного». В звучании альбома найдено место и тёмной женственности, но в итоге он не пугает и не оставляет удручающих впечатлений. Он всё же развернут к свету и задуман как исцеляющий. Марулита де Кол описывает свою музыку, как «акт свободы и красоты». И этот акт вполне повторим через прослушивание альбома. Можно попробовать не только статичную медитацию, но и практику свободного или аутентичного движения. Только не фоновое прослушивание. Хотя от него я призвал бы вообще отказаться.
Альбому Anásana предшествовал ЕР Anatélo на четыре композиции, которые углубляют состояние и даже проясняют его. По настроению они ближе к последней композиции альбома - песне Возлюбленный, на которой мы и остановимся, раз и музыка, и любовь, распахивают двери в неописуемое таинство соединения.