Александр Пилипюк | Номофобия, мессианство и шаманское пророчество

06 июня 2024
Номофобия, мессианство и шаманское пророчество

Александр Пилипюк о зависимости от гаджетов, новейших расстройствах психики и поведения, и влиянии интернета на жизнь современных людей на примере племени Марубо в бразильской Амазонии, где из-за подключения интернета нарушилась традиционная жизнь.

Поступают новости из Амазонии, где люди традиционных укладов учатся взаимодействовать с проникающими даже в джунгли технологиями западного мира. Ещё в 18-м году, когда впервые побывал в этом регионе, который тут же меня очаровал, в разговорах со старейшинами узнал про отток молодежи из племён в города, про уничтожение лесов, как исконного места жительства людей и животных, про отравленность западным образом жизни. Никто из молодых больше не хотел вести привычную племенную жизнь и отказывались от традиций предков. Шаманам не кому было передавать своё искусство.

Не известно, какие очертания это приобретет в итоге, но надеяться, что какие-то части планеты могут жить изолированно от других, в чистейшем контакте с первозданной природой - это из области идеального, что-то от первофантазма о возвращении в Эдем. Технологии будут менять весь мир. Главным становится то, как мы будем их использовать, как будем жить с ними? Пример племени Марубо - зеркало для нас самих. С помощью интернета они начали получать медицинскую помощь в десятки раз быстрее, за счёт чего удалось спасти жизни людей, но вместе с тем они получили порнографию, аддикции и разрушение традиционной модели общества. Но старейшины быстро спохватились и ввели ограничение на использование интернета во благо всего племени и каждого его представителя в отдельности. Так работает Закон Отца, забота Старейшины о племени, а в итоге - о всём мироздании.

Как мы сами уживаемся с технологиями? 47% россиян признались в зависимости от гаджетов и интернета, говорят результаты исследований портала SuperJob. Это на 2% больше, чем в прошлом году и на 5%, чем 3 года назад. Даже появился термин выражающий страх остаться без гаджета - Номофобия (no mobile phone phobia). Люди постоянно проверяют свои устройства, почту, новости, френдленту. 80% владельцев смартфонов тянутся за ними в течение 15 минут после пробуждения. Психологи начали выделять симптомы зависимости от гаджетов, среди которых постоянная фоновая тревожность, ухудшение концентрации, снижение уровня внимания, ухудшение памяти и других когнитивных способностей, бессонница, апатия и ослабление мотивации.

В то же время растёт и количество людей, периодически устраивающих себе цифровой детокс. Не без радости могу сказать, что Духовные путешествия - отличный способ «бросить» скроллить и свайпить хотя бы на время. В Иране, где интернет очень медленный, а мессенджеры запрещены наряду с соцсетями, большинство членов группы просто отказалось от смартфона на значительную часть путешествия. Многое зависит от самого человека. Не каждый может разглядеть такие возможности в путешествии, да и распознать путешествие, как духовную практику, под силу не каждому. Есть «духовно продвинутые», постящие в свои аккаунты соцсетей прямо с ретритов и даже в процессе ритуала. Люди едут в джунгли наделать модных рилсов. Летят в Гималаи к Учителям, а вместо того, чтобы впускать в себя Учение, учат других в прямом эфире прямо из ретрита. Раньше в Амазонии телефонной связи днём с огнём не сыщешь, а сейчас знаю и о «шаманах» залипающих на порно перед сакральными ритуалами.

В деревне индейцев шипибо, у которых я жил два года назад, молодежь тоже уезжала в города, но, получив образование, возвращалась и вливалась с новыми знаниями в жизнь деревни. Это был результат постоянного вклада старейшин и шамана, скрепляющих социальным клеем из традиций и ритуалов, из открытых отношений с молодежью, а главное - своим примером, отдельных людей в единое племя. Некоторые шаманы Амазонии говорили мне, что сохранить своё искусство они смогут с помощью людей запада. Некоторые даже хранили такое пророчество с древних времён. Сейчас многие западные люди приезжают в Амазонию учиться шаманизму и считают, что таким образом помогают сохранить учения шаманов Амазонки. Не думаю, что стоит понимать пророчества так буквально, но мессианская инфляция, иной раз, питает умы и поступки получше звона монет. Скорее молодые люди коренных культур вернутся в свои деревни, осознав, что интерес Запада к шаманизму, кормит лучше, чем в городах. Но в пророчестве говорится о взаимном спасении, что и людям запада помогут извне - люди традиционных культур. А для этого придётся разбираться со своим мессианством, приезжать для начала лечиться, а не лечить, а затем учиться, а не учить. Возможно, мы уже сейчас можем посмотреть на них и со смирением впитывать Учение, отключив гаджет или включив его на строго регламентированное время.