Александр Пилипюк рассказывает о музыке, готовой помочь глубже раскрыть Духовное путешествие в Персию и путешествие воплощения длинною в жизнь.
Разложив немного книг к нашему персидскому путешествию, хочется рассказать про музыку, которая может озвучить ваш путь, которой под силу наполнить уникальные очертания древней и живой культуры Ирана, играющей солнечными лучами в разноцветных стёклах души.
Для начала вспомню одну из интереснейших пластинок прошлого года - The Sky Is The Same Colour Everywhere двух легендарных виртуозов - персидского исполнителя на кеманче Кейхана Кальхора и исполнителя на коре из Мали Тумани Дьябате. Этот альбом родился из импровизации двух мастеров на фестивале Моргенлэнд в Оснабрюке в 2016 году. Тогда они подошли к выступлению с минимальными заготовками. Не обсуждали структуру, не проясняли роли, просто проверили звук. Они отдались ветрам свободы воображения и импровизации, позволяя музыке воплощаться через них и вести их за собой. Это требует не только виртуозного владения инструментом, что у обоих оттачивалось десятилетиями и отмечалось коллегами, слушателями и крупнейшими музыкальными премиями, но и навыка контакта с внутренними глубинами, когда истинным призванием музыканта становится высвобождение музыки глубин на свет человеческого бытия. Оттого Дьябате и говорит, что эта музыка «уже была там, она ожидала нас». И, конечно, нужен был контакт двух людей друг с другом, который и помог открыть эти глубинные тайники и принести их драгоценности людям. «Это похоже на то, как если бы мы уже знали друг друга, где-то в иной жизни», продолжает малийский исполнитель.
Музыка этого альбома сама по себе может стать духовным путешествием, если найти 52 минуты своего времени только для неё и себя, расслабиться, не отвлекаться более ни на что, позволяя себе погружаться в разворачивающееся в мирах воображения таинство. Кейхан Кальхор исполнял музыку этого альбома сидя на коленях. Он описывает свою игру на кеманче как «катание на дикой лошади», достаточно своенравной, чтобы скинуть ездока и удивительно естественной, живой, чтобы почувствовать силу жизни. Кеманча - традиционный восточный музыкальный инструмент, искусство изготовления и игры на котором были включены в список шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО от Ирана и Азербайджана. Инструмент Дьябате - 21-струнная кора, изготавливаемая из большой тыквы-горлянки и перетянутая коровьей кожей. Она высвобождает волшебные звуки, похожие на звуки арфы и лютни. Кора распространена в Западной Африке, где была традиционным инструментом гриотов - бродячих мифотворцев и хранителей легенд.
Мы с вами послушаем небольшую часть того первого совместного выступления двух виртуозов в 2016 году, после которого они проехали множество стран и городов с музыкой глубин, а в 2023-м записали их, к нашей большой удаче, на пластинку.
Кейхан Кальхор находит общее в музыке Тумани и в том, что ему нравится в персидской музыке - это «качества минимализма и транса». Он родился в Тегеране в курдской семье и начал изучать музыку в семь лет, а уже в тринадцать он играл в Национальном оркестре радио и телевидения Ирана. Кальхор постоянно изучал музыку и совмещал это с другой своей любовью - путешествиями. Его учителями были самые известные исполнители разных музыкальных традиций и частей Ирана, но и этого ему было мало. В 17 лет путешествие привело его в Турцию, затем в Румынию и Югославию, в Рим и дальше - в Канаду и США. И везде он исследовал музыкальные традиции, учился новому и не гнушался чёрной работы. На родине оставались его родители и брат, которые погибнут в Ирано-иракской войне, спустя четыре года после того, как Кейхан покинул родные земли.
Он играл с лучшими исполнителями очень разных музыкальных традиций, выступал на крупнейших площадках мира, снискал славу и коммерческий успех. Он трижды номинировался на Грэмми и один раз забрал статуэтку за лучший альбом 2017 года Пой меня домой в составе Ансамбля Шёлкового пути. Отдельно хочется отметить его участие в «супергруппе», объединяющей классиков персидской музыки Masters of Persian Music, в состав которой также вошли легендарный вокалист Мухаммед Реза Шаджарян и композитор, хранитель классического направления в иранской музыке радиф - Хусейн Ализаде. Группа выпустила пять альбомов, два из которых - Without You и Faryad были номинированы на Грэмми.
А мы с вами послушаем одну из композиций ансамбля Ghazal, в который кроме Кальхора входили известный вокалист и игрок на ситаре из Калькутты Шуджаат Хан и феноменальный исполнитель на индийской табле Пандит Свапан Чандаури, и тем самым, соединим звучание двух наших путешествий - прошедшего в Индию и намеченного в Иран. Особенно хочу отметить альбом этого состава - живую запись 2003 года - Rain.
Не могу обойти стороной дары союза Шади Фати и Бижана Хемирани, а это два альбома - Delâshena (2018) и Âwât (2022) или Великое желание на курдском. Шади Фати обучалась владению персидскими струнными инструментами - сетаром и шурангизом у великих мастеров классической школы персидской музыки в Тегеране, а Бижан Хемарани - гений игры на зарбе или томбаке - персидском барабане в форме кубка, созданном ещё в Древнем Иране, перенимал знания от своего отца, известного тегеранского музыканта Джамхида Хемирани, и старшего брата Кейвана. В 1988 году отец и сыновья создали Трио Хемирани - свой вклад в сохранение традиции игры на зарбе и его популяризацию среди современных иранцев. Позднее к ним присоединилась Марьям и появился семейный Ансамбль Хемирани, прославившийся по всему миру, записям которого стоит посвятить отдельные тексты. Бижан виртуозно владеет дафом, популярной на Ближнем Востоке разновидности бубна, на который в древности натягивали кожу осетра, а также арабским тамбурином рикком, с ободом из лимонного дерева, обтянутым мембраной из кожи рыб и кахоном, ударным инструментом, родом из Перу.
Первый альбом Шади и Бижана появился на свет, благодаря их встрече в Марселе в 2016 году. Вдохновение для него они черпали из богатейшего иранского музыкального наследия и персидской поэзии. Результатом стал альбом, опирающийся на импровизацию двух мастеров и тексты великого суфийского учителя Джалаладдина Руми и Сохраба Сепехри, выдающегося поэта и художника из Тегерана. Для второго альбома Великое желание пара пригласила музыкантов, искусно владеющих виолончелью, иранской кеманчей и флейтой. Звучание струится, соединяя струнные, ударные и перкуссии, играя, как тёплый ветер с зелёной листвой на дереве жизни. И в этой игре, порывистой и решительной, окружающей и подхватывающей, сквозь времена и дали раздаётся голос Шади Фати, читающей стихи Хайяма, Руми и современных персидских авторов, - сказочный голос, полный улыбок и мудрости.
Мы посмотрим небольшой отрывок из выступления в Марселе в 2018 году с материалом первого альбома.
Другой иранский классик-виртуоз - Нассер Растегар-Неджад родился в городке Решт, что в провинции Гилян. В Гиляне зародилась династия Зияридов и Буйидов. Она успела побывать частью Российской империи, а позднее - Гилянской Советской Социалистической Республикой. Во время нашего путешествия мы прогуляемся по улочкам городка, заглянем на базар и обязательно послушаем рассказы о Стеньке Разине и прекрасной персиянке.
Нассер Растегар-Неджад рано начал писать стихи и встретил наставника, известного музыканта Ибрагима Сархоша, от которого впитывал классические музыкальные традиции своих предков. С семнадцати лет Нассер начал писать песни на музыку своего наставника и выступать с ними. К двадцати одному году он уже был знаменитостью. Его песни звучали на Радио Иран, а иностранные звукозаписывающие компании издали несколько пластинок с его записями. Он известен как поэт, певец и музыкант, виртуозно владеющий сантуром. Сантур считается одним из древнейших музыкальных инструментов человечества. Его изображения угадываются на каменных памятниках Ассирии и Вавилона, датируемых 660 годом до нашей эры. По одной версии его создание принадлежит афганскому философу, математику и теоретику музыки Абу-Наср Фараби, а по другой - библейскому царю Давиду. Это струнный ударный инструмент рода цимбал, который иногда называют «отцом пианино».
Покорив Иран своей музыкой и пением Растегар-Неджад отправился в Америку, где выступал с концертами и имел не малый успех. Иранская музыка была его страстью, а сохранение её традиций стало основой его профессии и жизни. В то время, когда он преподавал иранскую музыку в американских университетах, в Иране правила шахская династия Пехлеви, роскошные дворцы которых мы с вами видели в первом нашем путешествии в Иран. В это время всё европейское стало цениться особенно высоко. В иранских оркестрах всё чаще вместо сантура звучало пианино. Именно благодаря таким музыкантам как Нассер Растегар-Неджад традиция игры на сантуре сохранилась и он вновь занял положенное место в музыкальных произведениях иранских исполнителей.
Мы с вами послушаем финальную композицию с пластинки 1970 года The Persian Santur / Music of Iran, наполненную стихами любовной тоски и ностальгии по далёкой родине, что, как и в случае с суфийской поэзией, можно понимать как памятование и томление по единству со Всевышним.
И чтобы ещё немного связать не только пространства путешествий, но и их времена, хочу вспомнить альбом, раскрасивший для меня своим звучанием путешествие в Иран 2017 года. Это когда-то потерянная и случайно обретённая запись легендарного иранского музыканта Мортеза Ханнане. Ханнане - композитор и трубач, выпускник Тегеранской консерватории и руководитель Тегеранского симфонического оркестра в 50-х. Он написал музыку ко множеству иранских фильмов, считающихся ныне классикой, и, кажется, вообще был первым, кто начал сочинять музыку для кино в Иране. В шестидесятых он создал запись для Радио Тегеран, считавшуюся в последствии утраченной, но случайно найденную его внуком на какой-то запылённой кассете. В 2017 году её выпустили на виниле и открыли доступ к цифровой версии. В этой записи и занесённые временем тропы путешествий, и магия иранского кинематографа, и дух персидских сказок, что мы и попробуем взять с собой в путешествие.